Удмуртский театр

Материал из Удмуртская вики
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Театр в 1930-е годы

События 1917 года, побудили удмуртскую интеллигенцию к созданию любительского театра. Учителя, работники культпросветучреждений стали первыми авторами удмуртских пьес, актерами, режиссерами, организаторами театрального движения. В их числе: М.А. Абрамов, П.С. Батуев (Марксистский), И.М. Ильин, А.К. Кириллова, Д.А. Майоров, И.С. Михеев, Ф.Г. Петрова, Н.М. Рябов, Ф.Н. Шкляев. Но из этой когорты творческой интеллигенции заметно выделялся К. П. Герд (К. П. Чайников) — страстный поборник нового театра, его неутомимый пропагандист, режиссер, актер.

Первым в истории удмуртского народа спектаклем на родном языке явилась комедия Л.Н. Толстого «От нее все качества», поставленная 2 августа 1918 года в д. Ягошур Глазовского уезда учительницей А.Н. Урасиновой. Осуществить перевод ей помог местный учитель И.И. Поздеев. В дальнейшем эта пьеса была переведена К.П. Гердом и вышла отдельным изданием в 1919 году в Елабуге под тем же названием «Ваньмыз со бордысь потэ».

После этого спектакля волна сценического движения охватила весь удмуртский край. Театральные коллективы стали возникать и за пределами Удмуртии. В октябре 1920 года в Вятке силами студентов учительского института и учащихся театральных курсов была организована удмуртская драматическая труппа в количестве пятнадцати человек. Основу ее репертуара составляли пьесы как удмуртских, так и русских авторов. В частности, большой популярностью у зрителей пользовались спектакли «Сон дезертира» П.А. Батуева и «От нее все качества» Л.Н. Толстого. В коллективе также был организован перевод пьес на русский язык.

В 1920 году драматический кружок был организован среди красноармейцев-удмуртов в Перми. В успех его работы мало кто верил. Но уже первый спектакль по пьесе Л.Н. Толстого «От нее все качества» принес ему большой успех . Координационным органом по художественному руководству сетью любительских коллективов на территории Удмуртии стал драматический кружок при Центральном удмуртском клубе, созданный в Ижевске в феврале 1923 года. Руководителем этого кружка был один из первых удмуртских драматургов, артистов, страстных пропагандистов национального театрального искусства A.В. Сугатов. Спектакли этого коллектива были очень дороги местному зрителю и потому посещались с большим желанием . В разные годы в нем приобщались к искусству сцены будущие мастера удмуртского профессионального театра: К.А. Ложкин, В.К. Виноградова, B.Г. Волков, Я.Н. Перевощиков, Г.П. Овечкин, К.К. Фанталова (Гаврилова) и др.

Только что зародившийся театр не имел еще ни опыта, ни кадров, ни элементарных условий для нормальной работы. Например; в д. Пытцам Мултанской волости спектакль «Югыт сюрес вылэ» («На светлую дорогу») по пьесе К.П. Герда шел при свете лучины . Из-за трудных условий некоторые кружки постепенно прекращали свое существование. Особенно много их сократилось в годы массового голода, начавшегося в 1921 году.

Относительно невысоким был и уровень исполнительского мастерства актеров-любителей. Но, несмотря на эти обстоятельства, новый вид искусства повсеместно был принят восторженно. Люди шли на спектакли, как на праздник, невзирая ни на погоду, ни на расстояние. Зритель первых послереволюционных лет, в большинстве своем не умевший писать и читать, воспринял театр как школу, как одну из эффективных форм просвещения.

Ряд практических мер по улучшению состояния театрального искусства и его перспектив был принят на рубеже 20—30-х годов в Удмуртии. На партийном совещании по вопросам театра при агитпропе ЦК ВКП(б), состоявшемся в мае 1927 года, было решено принять неотложные меры для создания полноценных пьес для любительского театра, рекомендовано повысить материальную заинтересованность авторов пьес, пишущих для самодеятельной сцены, создать премиальный фонд при Наркомпросе РСФСР, практиковать проведение конкурсов на лучшую пьесу.

В 1928 году Всеудмуртская ассоциация революционных писателей (ВУАРП) объявила конкурс на лучшую пьесу. Из десяти произведений, поступивших в адрес жюри, лучшую оценку получили пьесы М.Н. Тимашева «Насьток» («Настенька») и «Иванов». В сентябре 1927 года при областном отделе народного образования было учреждено единое управление зрелищными предприятиями, перед которым стояли две основные задачи — координация всей художественной работы на территории Удмуртии, всемерное содействие развитию национального искусства.

При Центральном удмуртском клубе 27 января 1929 года были открыты двухгодичные театральные курсы с контингентом слушателей в двадцать человек. Они должны были заложить основу для. создания в недалекой перспективе профессионального национального театра.

Директором курсов был назначен А.В. Сугатов, художественным руководителем — режиссер из Ленинграда М.В. Соловьев, он же вел курс актерского мастерства. Среди слушателей были И.Г. Гаврилов, К.К. Гаврилова, Л.В. Шкляева, А.И. Саратов. Театральные курсы явились той отправной точкой, с которой подготовка национальных кадров для театра начала приобретать государственные масштабы. Три их выпускника— А.И. Саратов, А.В. Шкляева, Е.М. Малых — были направлены на учебу в Москву в Центральный техникум театрального искусства (с 1931 года ГИТИС). В 1928 году на режиссерское отделение этого учебного заведения был послан К.А. Ложкин, учившийся уже на третьем курсе Ижевского педтехникума. Учеба в Москве явилась для них школой практического усвоения русской театральной культуры, системы К.С. Станиславского.

Профессиональный театр — постоянная удмуртская театральная труппа — был открыт 7 февраля 1931 года. Его ядро составили актеры-любители драматического кружка Центрального удмуртского клуба и выпускники двухгодичных театральных курсов. В число первого состава труппы, насчитывавшей двадцать человек, в частности, вошли: Е.Ф. Перминов — директор и актер, И.Г. Гаврилов — художественный руководитель, актеры М.А. Александрова, Г.А. Ардашев, В.Г. Волков, К.К. Гаврилова, Г.П. Овечкин, 3.К. Поздеев и др.

Для первой постановки была взята пьеса украинского драматурга Е.Г. Яновского «Ярость», посвященная коллективизации— одной из ключевых тем советской драматургии той поры. Пьеса «Ярость» переводчику И.Г. Гаврилову была знакома еще по театральным курсам. Но в процессе работы над ней он фактически отошел от первоисточника и создал оригинальную пьесу на материале удмуртской деревни «Вало ӧр куашетэ» («Река Вала шумит»). На ее постановку был приглашен студент четвертого курса ГИТИСа К.А. Ложкин. Спектакль имел большой успех не только в Ижевске, но и в Нижнем Новгороде, где молодой коллектив впервые выступил перед русской аудиторией.

В мае 1932 года постоянная удмуртская театральная труппа была объединена с Театром рабочей молодежи, и новый коллектив получил название — Областной удмуртский театр рабочей молодежи. К.А. Ложкин, к этому времени с похвальной грамотой окончивший институт, стал художественным руководителем вновь созданного театра и возглавил его удмуртскую секцию. Реорганизация театра оказала благотворное влияние на его развитие. Значительное внимание стало уделяться вопросам повышения профессионального мастерства актеров. Было введено твердое расписание занятий, и театр во многом стал похож на учебное заведение. Учебная программа включала ряд специальных и общеобразовательных дисциплин, в том числе мастерство актера, постановку голоса, грим, историю литературы, обществоведение. Большое место уделялось танцу: актеры не только не могли танцевать, но и ходить по сцене, поэтому из Москвы был приглашен балетмейстер Каренин.

Молодому театру не хватало национальных пьес. Отставание местной драматургии обусловливалось главным образом слабым знанием авторами специфики драматургии как жанра литературы, ее теории. Отсутствие высокохудожественных пьес вынуждало коллектив обращаться в основном к малым театральным формам, что, в свою очередь, вело к снижению уровня профессионального мастерства актеров, отрицательно сказывалось на посещаемости спектаклей.

В мае 1934 года Областной удмуртский ТРаМ преобразовался в Удмуртский государственный драматический театр. Основной репертуар театра составляли пьесы, посвященные актуальным проблемам довоенного времени: борьбе с внешними врагами Родины, угрозе новой войны, патриотизму, революции. Это такие пьесы, как «Груня Тарасова», «Геройёс» И.Г. Гаврилова, «Тыл пыр», «Италмас» М.П. Петрова. Первооткрывателем историко-биографического жанра явился И.Г.Гаврилов. В 1938 г. он написал пьесу «Азин», в которой отразил события, связанные с формированием «железной» дивизии под командованием В.М. Азина и освобождением ею Ижевска в 1918 г. Реальная историческая личность легла и в основу первой удмуртской музыкальной драмы Н.М. Греховодова «Камит Усманов», постановленной К.А. Ложкиным и А.И. Саратовым по мотивам трагедии в стихах И.Г.Гаврилова. значительное место в репертуаре театров довоенного времени занимала и русская классика. В марте 1937 г. удмуртский и кукольный театры приняли участие в декаде удмуртского искусства, в г. Кирове, где удмуртский театр был представлен на спектаклями «Кезьыт ошмес» («Холодный ключ») И. Г. Гаврилова и «3ибет зурка» («Иго содрогается») М.П. Петрова. Русский зритель проявил большой интерес к спектаклям на удмуртском языке. Драматурги И.Г. Гаврилов и М.П. Петров, режиссёры К.А.Ложкин, А.И. Саратов получили персональные премии.

Театр в 1940-е годы

За годы Великой Отечественной войны на сцене национального театра не появилось ни одной удмуртской пьесы о войне. Основная причина этого состояла в том, что ведущие драматурги ушли на фронт и не могли заниматься творчеством, особенно в первые годы войны.

Была возобновлена драма М.П. Петрова «Вуж Мултан», («Старый Мултан»), первый сценический вариант которой под названием «Иго содрогается» был поставлен в 1936 году. Необходимость повторного обращения к пьесе была вызвана многочисленными просьбами зрителей. Кроме того, в ней отчетливо проступали мотивы борьбы удмуртского народа с его поработителями, которые в годы войны могли зазвучать по-новому. В конце войны К.А. Ложкин повторно обратился к постановке музыкальной драмы Н.М. Греховодова «Камит Усманов». В суровый час испытаний этот спектакль становился в один ряд с такими произведениями историко-биографического жанра, шедшими в театрах страны, как «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Ярослав Мудрый» И. Кочерги, «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчукa, «Тарас Бульба» по Н. Гоголю и т. п.

В послевоенное время в театральном искусстве наметилась тенденция к легковесности и поверхностно-оптимистическому репертуару. Многие пьесы не раскрывали духовный мир человека, на первый план выдвигались производственные процессы. Репертуар Удмуртского театра заполнили пьесы далекие от проблем современности – «Бертон» («Возвращение») и «Надгошур» («Река Надга») И.Г. Гаврилова, «Вормон сюрес» («Дорогой победы ») Л.И. Перевозчикова и С.А. Гляттера. Репертуарный кризис начал постепенно ослабевать на рубеже 40-50-х годов. Театр пытался активнее отражать актуальные проблемы современной действительности и реальной сложности. Все заметнее начала проявляться тенденция влияния созидательного труда на весь комплекс идейных и нравственных представлений человека. Она достаточно четко просматривается в пьесах «Тулыс нуналъёс» («Весенние дни», 1949) И.Г. Гаврилова, «Тулкымъяське лыз зарезь» («Волнуется синее море», 1952) В.Е. Садовникова, М.С. Тронина. Дела и помыслы их персонажей неотрывны от красоты трудового подвига. Условия труда и жизни вырабатывают у героев чувство ответственности, умение принимать самостоятельное решение, идти на разумный риск.


Театр в 1950-е годы

Основным содержанием театрального искусства периода «оттепели» становится глубинное исследование нравственного потенциала духовно раскрепостившейся личности современника, активно вмешивающегося в жизнь, непримиримого к пережиткам вчерашнего дня.

После XX съезда КПСС перед отечественной сценой открылись широкие возможности для осуждения чуждой морали, которая в тот период находила проявление в таких распространенных формах, как накопительство, приспособленчество, тунеядство. Из удмуртских пьес этой темы касаются «Чукдор» (в русском переводе «У волка своя тропа», 1956) С.П. Широбокова, «Вуж юрт» («Старый дом», 1959) Г.Д. Красильннкова и Н.М. Куликова, «Югытлэсь уд ватскы» («От света не скроешься». 1964) А. С. Бутолина, «Гондыр куш» («Медвежий угол», 1972) В.Е. Садовникова и М.С. Тронина. В их основе лежит конфликт героев-индивидуалистов с коллективом, обществом. Они хитры в изворотливы, и разоблачить их непросто.

В 1956 году на сцепе Удмуртского театра дебютировали одновременно два художника: поэт С.П. Широбоков в драматургии, М.П. Покчи-Петров в режиссуре. Их совместным трудом явился спектакль «Чукдор», поднимающий один из актуальных вопросов современности — защиты природы, борьбы с браконьерством. «Чукдор» явился первым спектаклем послевоенного десятилетия на удмуртской сцене, который наиболее глубоко раскрывал внутренний мир положительных героев, и вместе с тем моральную опустошенность, бездуховность их антиподов.

Тему частнособственнической психологии поднимает пьеса «Вуж юрт» («Старый дом»), написанная Г.Д. Красильниковым в соавторстве с И.М. Куликовым но мотивам своей одноименной повести. Вокруг старого дома Кабышевых бурлит новая колхозная жизнь, а хозяева будто не замечают этого. Спектакль был поставлен в 1959 году И.И. Кудрявцевым и А.И. Перевозчиковым. При открытии занавеса перед зрителем представал интерьер комнаты, но которому было не трудно догадаться, кто тут живет: большой сундук, огромных размеров старый шкаф, стол, часы. Олицетворением этого дома является Зоя, под пятой которой находятся все домочадцы. Страсть к наживе, накопительству сосуществует с ее слепой любовью к сыну Олексану. Боязливым, нерешительным видел его зритель в начале спектакля в исполнении И.И. Кудрявцева. Шага не может сделать его герой без разрешения матери. Лишь под влиянием друзей, коллектива, в результате приобщения к общественно полезному труду в его душе постепенно назревает протест, и в финале он окончательно расстается с этим домом. Нелегко, мучительно приходится порывать ему со старой психологией. На курсах трактористов его товарищи живут единой дружной семьей, вместе занимаются, веселятся, едят из одного котелка. Именно здесь, на курсах, начинает познавать он силу коллектива, дружбы, товарищества. Так, постепенно идет накопление новых ценностей в характере героя. И когда он становится свидетелем воровства керосина учетчиком тракторной бригады, не задумываясь, разоблачает его. В спектакле «Старый дом» герой делает шаг на пути осознания себя человеческой личностью. Главным его помощниками в этом оказывается трудовой коллектив. Через ошибки и заблуждения, а затем и через духовное прозрение героя авторы пьесы и театр художественно верно отразили движение новой действительности, преобразующей психологию человека.

Первые годы «оттепели» совпали по времени с периодом интенсивного расцвета музыкальной культуры удмуртского народа, что обусловило постановку вопроса о реорганизации Удмуртского театра в 1958 году в музыкально-драматический. В труппу влилась большая группа солистов-вокалистов, артистов хора и балета. Квалифицированными кадрами пополнился оркестр. Эти перемены значительно расширили возможности театра, и на его сцене, наряду с драматическими спектаклями, широко начали ставиться музыкальные произведения, в том числе и удмуртских композиторов. Свершилась давняя мечта коллектива о собственном музыкальном спектакле, основу которому на рубеже 30-40-х годов заложили русские композиторы.

В 1959 году осуществилась постановка первой национальной оперетты Г.М. Корепанова-Камского «Любушка» (либретто Л.И. Перевозчикова и К. . Полякова). Любушка, студентка театрального института, приехав на каникулы домой, помогает кружковцам наладить работу коллектива художественной самодеятельности. Оперетта давно привлекала композитора оптимизмом, широкими возможностями показа и драматических, и комических, и сатирических сцен. Кроме того, она позволяла использовать богатства традиционного национального песенного фольклора, которые автор кропотливо собирал с детских лет, участвуя в качестве гармониста в местном клубе. К сожалению, в полной мере осуществить свои намерения ему не удалось из-за слабости либретто. И все же оперетта имела большой успех.

В 1959 в постановке М. П. Покчи-Петрова году свет рампы Удмуртского театра увидела пьеса «Ӵук лысвуос» («Утренние росы»), написанная Т. А. Архиповым совместно с В. Е. Садовниковым по мотивам романа «У реки Лудзинки». Она рассказывает о людях современного колхозного села, об их стремлении по-новому взглянуть на его насущные проблемы, о борьбе с косностью и рутиной в руководства сельским хозяйством.


Театр в 1960-е годы

Значительное место в истории театра периода 1960-х годов занимают пьесы о великой отечественной войне. В 1960 году пьесой «Эн вунэтэ тае» («Не забывайте этого») в качестве драматурга дебютировал актер Удмуртского театра А.И. Перевозчиков, участник воины, кавалер пяти орденов Красной Звезды. Два сына погибают на фронте у Ивана Михайловича. Большое горе свалило его, но не сломило. Будучи тяжело больным, он не перестает думать о родном заводе: лекарства не вылечат, его место за рабочим станком. Я. Н. Вахрушев сыграл этого патриота глубоко верящим в победу над врагом.

Трогательный образ Никифоровны создала В. К. Виноградова. Всю боль народную впитало, кажется, се большое, доброе сердце, не требуя взамен ничего. Запоминалась сцена, когда Никифоровна (Виноградова) впадала в забытье и разговаривала с сыном. Заботой, вниманием, лаской проникнуты ее слова, когда она «готовится» к встрече с ним. Чем его накормить, где уложить спать — вот ее заботы в эти мгновения.

К сожалению, и пьеса, и спектакль не были лишены недостатков. Если в первой половине действия довольно удачно показывался патриотизм советских людей, героизм тыла, то где-то в его середине происходил перелом, и интерес к сюжету утрачивался. Автор, опасаясь, что собственно драма может наскучить, начинал забавлять зрителя, щедро вводя эпизоды водевильного характера, что нарушало целостность восприятия.

21 января 1961 года на сцене Удмуртского театра состоялась премьера оперы «Наталь», явившаяся новым этапом в развитии национальной культуры. Мысль о ее написании у Г.А. Корепанова возникла давно, но работа задерживалась из-за отсутствия подходящего либретто. И когда артист Русского театра А.Н. Симонов создал либретто по мотивам повести Ф.Г. Кедрова «Катя», он приступил к практическому осуществлению своей мечты.

Основное богатство оперы — музыка, которая получила высокую оценку не только специалистов республики, но и таких выдающихся советских композиторов, как Т.Н. Хренников и А.И. Хачатурян. Главная музыкальная тема оперы основана на мелодиях народных песен «Кыткы, дядяй», «Ширъян» п т. д. Опера широко включает веселые национальные игры, шумные горелки, девичьи хороводы. Музыка органично сливалась со сценическим действием, и это благотворно сказалось на общем уровне спектакля, в котором воедино соединились талантливая работа композитора и высокий уровень актерского исполнения . В основных партиях выступили Е.С. Пахомова, П.Т. Романов, К.А. Ложкин, М.И. Галасеева, Г.И. Титов.

В 1961 году появилась еще одна премьера — первый национальный балет Г. М. Корепанова-Камского «Италмас», созданный по мотивам одноименной поэмы-легенды М.П. Петрова. Для сюжета поэмы, как и для народной поэзии в целом, характерно слияние личной драмы с природой, наличие мудрой народной философии, присутствие социально-исторических мотивов. В балете основой сюжета стала фантастика: Байтуган превращается в колдуна, а Италмас появляется из распустившегося цветка. Либреттист изменяет и события, сделав их более традиционными: включает в действие народ, который негодует против зла, провозглашает Италмас и Камаша невестой и женихом, во имя счастья людей губит Байтугана. Эти отступления несколько отдалили балет от национальной основы, но не умалили его сценической выразительности. Он получился красочным, герои колоритными, действие динамичным.

Композитор широко вводит в действие жанровые народные сцены, народные мелодии, плясовые ритмы. В музыкальную ткань органично вкраплены русские хороводные песни, русская кадриль.

Над сценическим воплощением много поработал молодой балетмейстер В.В. Никитин. Ему предстояло преодолеть большие трудности, чтобы обучить участников постановки, в большинстве своем не имевших профессиональной подготовки, основам классического танца.

Обаятельный образ Италмас создала Г.М. Шулунова. Артистку зритель видел то нежной и застенчивой, задорной и разгневанной, то страстно любящей и покорной, бесстрашной и решительной. В ярком исполнении С.Г. Шмагина представал образ Байтугана. Спектакль получил всеобщее признание. В смотре театров РСФСР, посвященном XXII съезду КПСС, он был удостоен диплома второй степени.

В 1976 году балет «Италмас» был возобновлен Л.И. Бордзиловской. Поставленный по новому либретто спектакль решался теперь в более реалистическом плане. Италмас представала вполне земной девушкой. В Байтугане стали угадываться черты деревенского стяжателя, кулака. Спектакль стал компактнее, его драматургия не осложнялась побочными линиями. В музыке рельефнее противопоставлялись Италмас и Байтуган. В основных партиях были заняты Л.Н. Евдокимова (Италмас), И.П. Шкрабов (Камаш), А.Ю. Пушин (Байтуган). Спектакль был тепло встречен зрителем.

Заметной вехой в культурной жизни республики явилась постановка оперы-балета Г.М. Корепанова-Камского «Чипчирган» («Свирель», 1964). В основу либретто, написанного В.Е. Садовниковым в соавторстве с самим композитором, легла комедия «Волшебная борода», поставленная в театре в январе 1949 года.

Чипчирган — символический образ, олицетворяющий счастье и свободу, которые отнял у народа коварный и злой волшебник Пери. Сказочный сюжет, где фантастика переплелась с реальностью, показывал борьбу народа за свое освобождение, торжество добра над злом.

Режиссеры Г.В. Веретенников и В.И. Ожерельев впервые столкнулись с новым для них синтетическим жанром, но это не помешало им создать яркий, самобытный спектакль. В основных вокальных партиях выступили Г.М. Корепанов-Камский (Туганай), В.Н. Нисковских (Юбер), И.А. Вахрушев (Бадяр), М.И. Галасеева (Апика).

Театр в 1970-е годы

Демократический театр на всех этапах своего развития всегда стремился нести в массы идеал гармонически прекрасной личности. Однако в силу различных причин в каждом обществе обозначаются группы людей с отчетливо выраженной эгоистической психологией, с пренебрежительным отношением к общественным интересам. Они представляют серьезную социальную опасность, и театр ведет с ними решительную борьбу.

Так, о растрате героями духовных и нравственных начал, утрате идейной, гражданской, социальной активности рассказывает сатирическая комедия В.Е. Садовникова и М.С. Тронина «Медвежин угол», поставленная В.Я. Перевощиковым в 1972 году. Значительную смысловую нагрузку в спектакле несла сценография Г.Е. Векшина. С открытием занавеса перед зрителем представал живописный уголок родной природы. Среди сосновой рощи на берегу водоема красовалась дача с ажурной верандой. Изящное строение контрастировало с роскошным, но безвкусным интерьером, который красноречиво характеризовал его хозяев — Корчалова, начальника снабсбытпромтреста, и его жену Варвару Львовну, энергичную, предприимчивую особу. Деньги и вещи полностью поработили ее, стали для нес единственными критериями ценностей. Н.П. Бакишева полностью развенчала хищническую сущность героини, ее бездуховность, нравственную уродливость.

Другой тип мещанина представляет собой Корчалов (А.И. Перевозчиков). Безукоризненно его поведение с сослуживцами. Еще более обнажается его облик в сцене с Егоровой, когда ее задерживают па базаре во время продажи корчаловской вишни. Трудно вначале заподозрить крупного мошенника и в лице энергичного, элегантного Сыроедова, утонченный образ которого создал И.И. Кудрявцев. Наглый и циничный, его герой прекрасно изучил слабости Корчалова, своего начальника, и поэтому смело, словно змей-искуситель, льстит ему, лицемерит. Грязные дела комбинаторов в финале раскрываются. И хотя действие не выходит за пределы корчаловской дачи, зритель верит, что виновные понесут справедливое наказание.

Между тем ни авторы, ни театр не сумели противопоставить бездуховности современного мещанина героев подлинной одухотворенности, героев, которые были бы способны вести решительную борьбу с мошенниками. В качестве разоблачителя в пьесе и спектакле должен выступать экспедитор Канарейкин, но об этом приходится больше догадываться, чем убеждаться. Неодобрительно относится к образу жизни хозяев сторож Егорыч (В.Я. Перевошиков). «Скоро ли вам крылышки обрежут».— с возмущением говорит он в первом акте, а в финале, не приняв никаких мер к пресечению преступных действий героев, просто покидает свое место службы.

Инсценировка повести Р.Г. Валишина «Инвожо уйшоре но пиштэ» («Инвожо светит и в полночь») посвящена будням сельского учительства. Легенда-притча о волшебном цветке инвожо, приносящем счастье человеку, привнесла в рассказ о героях спектакля, поставленного В.С. Ушаковым в 1979 году, поэтическую интонацию, стала своеобразным мерилом честности их устремлений, дала возможность рельефнее подчеркнуть мысль о том, что подлинное счастье человек может найти лишь в самоотверженном, вдохновенном труде. Труде не по обязанности, а по призванию. Именно в процессе труда, в общественной работе происходит расцвет индивидуальности Нины. В исполнении О.И. Чужановой главная героиня почти ребенок, но ее дела, поступки, размышления — под стать зрелому человеку, стойкому, принципиальному. Жизнь в коллективе не балует ее, но внутренне она подготовлена к большому делу, и этим завоевывает симпатии зрителя. Нина-Чужанова старается познать не только себя, но и людей. Открытая, доверчивая и одновременно настойчивая в достижении поставленной цели, она находит «ключик» к душам людей. Уже с первых шагов самостоятельной жизни Нина выдерживает экзамен на человека. Другое дело — Филипп, ее муж. Он талантлив, теоретически хорошо владеет своим предметом — физикой, но знания свои не может передать детям, и потому им скучно на его уроках. В исполнении С.С. Маркова его герой подкупал умом, оригинальностью суждений, и в то же время отталкивал равнодушием, высокомерием. Судьба Филиппа – пример крушения человека, лишенного высоких нравственных позиций.


Театр в 1980-е годы

Театр продолжает исследовать проблемы нравственного потенциала духовно раскрепостившейся личности современника. Одни из примеров тому—спектакль «Секыт шепъёс» («Тяжелые колосья», 1982), поставленный по мотивам трилогии Г.К. Перевозчикова «Йыбыртты музъемлы» («Поклонись земле»). Из многопланового романа театр выделил одну из главных его линий — борьбу колхозников за нелегкий хлеб. Еще до открытия занавеса зритель слышал озвученный эпиграф-пословицу: «Когда ешь хлеб, помни, как он появился на столе». Яркое выражение мотив хлеба нашел в сценографии В.Г. Герасименко: левая верхняя часть воздушного пространства сцены была заполнена огромными символическими колосьями – снопами золотистой пшеницы. При смене картин их положение немного изменялось, и создавалось впечатление, что они колышутся под дуновением ветра. Декоративное оформление удачно подчеркивало и другую идею спектакля — идею близости человека с землей. Все его действие происходило на неровной, бугристой земле, которая приобретала удивительную многозначность. Отсюда, с обочины колхозного поля, отчетливо слышался гул тракторов. На этой земле в ходе действия появлялись кузница с ее нехитрыми атрибутами, отдельные элементы кабинета секретаря райкома партии, крестьянской избы. Рядом с кусочком этой земли воспламенилась хлебная нива, в борьбе за спасение которой погибла Валя, одна из героинь.

Подобно тугим, спутавшимся колосьям пшеницы, которые зритель видел на сцене, переплетались в спектакле судьбы человеческие. Никитин только что назначен председателем колхоза. Суронов, его предшественник-пьяница, довел хозяйство чуть ли не до полного развала, в результате основательно подорвана вера людей в завтрашний день. До предела напряжена и личная жизнь Никитина: жена отказалась ехать в деревню; любовь его к Вале послужила Суронову поводом для грязных сплетен и кляуз. В таких обстоятельствах легко и руки опустить. Но не таков Никитин в исполнении С.С. Маркова. Чувство личной ответственности за колхоз, за людей придает ему уверенность, силы.

Тему защиты Отечества театр тесно связывал с темой бдительности перед происками реакционных сил, которые порождают насилие, человеконенавистничество. Так проблемы ответственности человека не только за судьбу страны, но и всей планеты в целом в современном тревожном мире касается и пьеса драматурга А. А. Григорьева «Лысву сямен уг толӟы синкыли» («Слеза не опадает, как роса», 1985), поставленная В.С. Ушаковым. Начинается она с пронзительной драматической ноты — умерла Мария — хозяйка большой и дружной семьи Мокеевых. Ее смерть по-разному отражается на каждом из героев. Убитый горем пристрастился к рюмке Олексан, овдовевший муж. Отбился от рук младший из детей Валера... Разительные перемены в поведении близких людей открываются перед старшим сыном Аркадием (Г.И. Бекманов), прибывшим в отчий дом после серьезного ранения, полученного при выполнении интернационального долга. Служба в Вооруженных силах, воинские будни расширили его кругозор, воспитали гражданское мышление, чувство интернационализма. Он остро осознает драматизм современной действительности, обусловленный борьбой двух социальных систем, угрозу новой войны. С этих позиций Аркадий оценивает социально-пассивных людей, в том числе и отца. Расхлябанность и пьянство только на руку врагу, ибо они пагубно могут отразиться на обороноспособности Родины.

Органически дополнял и развивал концепцию личности Аркадия в спектакле образ бабушки Педоры, в роли которой выступила В.А. Загуляева. Напряжен и многообразен духовный мир ее героини. Сорок лет, как она проводила мужа на войну, но продолжает ждать его возвращения. Зритель не мог оставаться равнодушным к ее проникновенно-взволнованным монологам, обращенным к мужу. Неизбывна боль ее, но она не уходит в свои тревоги, а живет делами и заботами всей семьи, являясь ее нравственной опорой. Образами Аркадия и Педоры театр призывал современника свято чтить память погибших, предостерегал от ужасов новой войны. Чтобы не повторилось страшное бедствие, каждый человек должен вносить своп посильный вклад в дело борьбы за мир.


Обстановка гласности и демократизма по-новому осветила многие стороны действительности. Обращаясь к актуальным проблемам времени, театр стремился разглядеть в жизни истинные противоречия, найти черты современного человека – инициативного, смелого, непримиримого к косности, рутине. Одним из таких героев является главный герой спектакля «Сюлэм куара» («Голос сердца», 1988), поставленного в Удмуртском театре по мотивам романа Г.Д. Красильникова «Начало года», врач Соснов. Он жил и трудился в сталинскую эпоху с верой, что она самая справедливая, хотя и видел много зла, жестокости. Но сам не стал духовным отщепенцем и доносчиком, так как обладал высокой внутренней культурой. Не было в нем и стремления к легкой жизни и дешево завоеванной славе. Не выдержав нервных потрясений, вызванных подлыми поступками коллеги Световидова, он умирает. У театра был хороший шанс создать серьезный социально-психологический спектакль, однако инсценировщик Е. Е. Загребин и режиссер В. С. Ушаков па первый план выдвинули мелодраматическую тему Фаины, которую Световидов оставляет одну с ребенком, и это значительно снизило социальное звучание постановки. Вместе с тем основные образы получились достаточно убедительными: Соснов (Г.К. Соловьев), Световидов (П.М. Романов), Фаина (О.И. Чужанова).

С вопросами и предложениями обращаться по адресу bat.sveta@gmail.com