Редактирование: Святилища

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 45: Строка 45:
 
«На деревьях развешивали платки и полотенца, а в дупла клали серебряные монеты. Под самими деревьями стелили белую скатерть и на нее расставляли хлеб и столовую посуду для обрядовой трапезы»<ref name="Садиков3"/> .
 
«На деревьях развешивали платки и полотенца, а в дупла клали серебряные монеты. Под самими деревьями стелили белую скатерть и на нее расставляли хлеб и столовую посуду для обрядовой трапезы»<ref name="Садиков3"/> .
  
«Количество жертвенных костров в Луде зависело от числа приносимых разным божествам жертв. На одном костре варилось мясо жертвы, предназначенной какому-нибудь одному богу. В некоторых случаях количество костров равнялось числу деревень, жители которых участвуют в церемонии. Количество жертвенников зависело от способов поднесения жертв разным богам. Жертвенные дары, предназначенные верховному богу ''Инмару'' и другим небесным божествам, сжигались на костре, клались на сплетенный из ветвей в виде гнезда ''вылэмычон'' 'возношение вверх', устанавливаемый на вершину дерева и вешались на ветви. Кровь, голову, ноги и внутренности животного, предназначенного в жертву богу земли ''Му-Кылчину'', зарывали в землю. Как правило, все жертвенники устраивались под деревьями. Если там не росли деревья, то приносили небольшое срубленное деревце (береза, ель) и втыкали в землю перед кострами»<ref name="Садиков"/>.
+
«Количество жертвенных костров в Луде зависело от числа приносимых разным божествам жертв. На одном костре варилось мясо жертвы, предназначенной какому-нибудь одному богу. В некоторых случаях количество костров равнялось числу деревень, жители которых участвуют в церемонии. Количество жертвенников зависело от способов поднесения жертв разным богам. Жертвенные дары, предназначенные верховному богу ''Инмару'' и другим небесным божествам, сжигались на костре, клались на сплетенный из ветвей в виде гнезда ''вылэмычон'' 'возношение вверх', устанавливаемый на вершину дерева и вешались на ветви. Кровь, голову, ноги и внутренности животного, предназначенного в жертву богу земли ''Му-Кылчину'', зарывали в землю. Как правило, все жертвенники устраивались под деревьями. Если там не росли деревья, то приносили небольшое срубленное деревце (береза, ель) и втыкали в землю перед кострами» .
  
 
«Еще одним сакральным объектом на жертвенных местах являлась перекладина, установленная на опоры, ее изготовляли из стволов молодой ели или березы. При молениях жрецы обращались в сторону этой перекладины. На нее развешивали полотенца. Скорее всего, перекладина выступала символом "небесных врат". В пользу этого говорит то, что проходить под этой перекладиной или же находиться за ней при молении строго воспрещалось. К подобной перекладине прислоняли еще и прут, называвшийся ''вылэ мычон ньӧр'' 'прут для возношения вверх'. Судя по названию, можно предположить, что с помощью этого прута поднимали жертвенные дары на ''вылэмычон'', расположенный на вершине дерева»<ref name="Садиков"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 119-123.]</ref>.
 
«Еще одним сакральным объектом на жертвенных местах являлась перекладина, установленная на опоры, ее изготовляли из стволов молодой ели или березы. При молениях жрецы обращались в сторону этой перекладины. На нее развешивали полотенца. Скорее всего, перекладина выступала символом "небесных врат". В пользу этого говорит то, что проходить под этой перекладиной или же находиться за ней при молении строго воспрещалось. К подобной перекладине прислоняли еще и прут, называвшийся ''вылэ мычон ньӧр'' 'прут для возношения вверх'. Судя по названию, можно предположить, что с помощью этого прута поднимали жертвенные дары на ''вылэмычон'', расположенный на вершине дерева»<ref name="Садиков"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 119-123.]</ref>.
Строка 51: Строка 51:
 
«В отношении к Луду особенно строго соблюдались запреты, пожалуй, как нигде демонстрировалось почтительное отношение. Рощи огораживались, в них соблюдалась величайшая чистота, за это были ответственны специально выделенные люди»<ref name="r1"/>.
 
«В отношении к Луду особенно строго соблюдались запреты, пожалуй, как нигде демонстрировалось почтительное отношение. Рощи огораживались, в них соблюдалась величайшая чистота, за это были ответственны специально выделенные люди»<ref name="r1"/>.
  
«Посещать огороженную территорию имеет право только жрец святилища — ''керемет кузё'' 'хранитель керемета' и его помощник. Остальные пришедшие на моление мужчины располагались вне ограждения, возле очага. Жертвенных животных закалывали также за пределами огороженного сакрального участка»<ref name="Садиков"/>.  
+
Посещать огороженную территорию имеет право только жрец святилища — ''керемет кузё'' 'хранитель керемета' и его помощник. Остальные пришедшие на моление мужчины располагались вне ограждения, возле очага. Жертвенных животных закалывали также за пределами огороженного сакрального участка <ref name="Садиков" />.  
  
«Святилища посещали в строго определенное время, в остальных случаях ходить туда не рекомендовалось или даже запрещалось. Все объекты, входившие в зону культовых мест, также приобретали сакральный характер. Особенной сакральностью обладали деревья. Запрещалось ломать ветви, рубить деревья. Осквернение Луда или куа, загрязнение священного источника, порубка священных деревьев, считалось, караются всенастигающим гневом духов и богов, насылающих болезни или даже смерть на виновного. Существует огромное количество рассказов, повествующих о злоключениях людей, посягнувших на такие священные деревья. Обычно они получали увечья или вообще погибали. Ни в коей мере нельзя было осквернять святилище. Последствия таких поступков были также плачевны. Причем возмездие ждало не только тех, кто преднамеренно совершил такие деяния, но и тех, кто не знал о существовании культового места и случайно осквернил его. Сакральностью обладали и те святилища, которые были давно заброшены. Удмурты старались предупредить своих детей о местоположении подобных мест <ref name="Садиков" />.  
+
Святилища посещали в строго определенное время, в остальных случаях ходить туда не рекомендовалось или даже запрещалось. Все объекты, входившие в зону культовых мест, также приобретали сакральный характер. Особенной сакральностью обладали деревья. Запрещалось ломать ветви, рубить деревья. Осквернение Луда или куа, загрязнение священного источника, порубка священных деревьев, считалось, караются всенастигающим гневом духов и богов, насылающих болезни или даже смерть на виновного. Существует огромное количество рассказов, повествующих о злоключениях людей, посягнувших на такие священные деревья. Обычно они получали увечья или вообще погибали. Ни в коей мере нельзя было осквернять святилище. Последствия таких поступков были также плачевны. Причем возмездие ждало не только тех, кто преднамеренно совершил такие деяния, но и тех, кто не знал о существовании культового места и случайно осквернил его. Сакральностью обладали и те святилища, которые были давно заброшены. Удмурты старались предупредить своих детей о местоположении подобных мест <ref name="Садиков" />.  
  
«Обыкновенно моления в святилище Керемет проводились жителями одной деревни, однако были кереметы, используемые обитателями нескольких деревень» <ref name="Садиков" />.  
+
Обыкновенно моления в святилище Керемет проводились жителями одной деревни, однако были кереметы, используемые обитателями нескольких деревень <ref name="Садиков" />.  
  
«В некоторых случаях в одном населенном пункте имелось несколько кереметов. Почитанием пользовались не только свои деревенские рощи (керемет или луд), но также и священная роща той деревни или местности, откуда жители некогда переселились. Так, жители д. Малый Качак в своих молитвах обращались к ''Ӝужыт'' 'высокий' и ''Бадӟым'' 'великий' ''Луд'', а также к ''Тупал Луд'', 'луд по ту сторону [реки]', т. е. Луд, оставшийся на другом берегу р. Камы, на месте их прежнего обитания. В д. Кургак (Калтасинский район) в молитвах также упоминали ''Тупал Луд'', а также ''Пельга Луд'', т. е. Луд д. Пельга (д. Бикзян Бураевского района), откуда они переселились»<ref name="Садиков" />
+
В некоторых случаях в одном населенном пункте имелось несколько кереметов. Почитанием пользовались не только свои деревенские рощи (керемет или луд), но также и священная роща той деревни или местности, откуда жители некогда переселились. Так, жители д. Малый Качак в своих молитвах обращались к ''Ӝужыт'' 'высокий' и ''Бадӟым'' 'великий' ''Луд'', а также к ''Тупал Луд'', 'луд по ту сторону [реки]', т. е. Луд, оставшийся на другом берегу р. Камы, на месте их прежнего обитания. В д. Кургак (Калтасинский район) в молитвах также упоминали ''Тупал Луд'', а также ''Пельга Луд'', т. е. Луд д. Пельга (д. Бикзян Бураевского района), откуда они переселились.<ref name="Садиков" />
  
 
Что касается жертвенного животного, то здесь тоже существовал ряд обязательных правил: животное закалывал ''туно'', если это особо ответственная жертва, или его посвящали для моления уже при рождении; оно должно быть определенной масти, без изъяна, его угодность для богов определяли, поливая водой через ветви, — вздрагивание животного служило добрым знаком.
 
Что касается жертвенного животного, то здесь тоже существовал ряд обязательных правил: животное закалывал ''туно'', если это особо ответственная жертва, или его посвящали для моления уже при рождении; оно должно быть определенной масти, без изъяна, его угодность для богов определяли, поливая водой через ветви, — вздрагивание животного служило добрым знаком.
Строка 72: Строка 72:
 
«Помимо общедеревенских, к примеру, закамские удмурты собирались на крупные территориальные мольбища, в которых участвовали жители нескольких деревень - ''Мервӧсь'' 'моление миром'. Они также имели определенные места проведения. Так, семь деревень (Арибаш, Юда, Вязовка, Уразгильды, Майский, Новые Татышлы, Бальзюга) Татышлинского района проводят моления ''Мервӧсь'' в священном месте у д. Новые Татышлы. Существовали и более крупные жертвоприношения-моления - ''Эленвӧсь'' 'моление округой', на которые собирались жители десятков деревень»<ref name="r1"/>.
 
«Помимо общедеревенских, к примеру, закамские удмурты собирались на крупные территориальные мольбища, в которых участвовали жители нескольких деревень - ''Мервӧсь'' 'моление миром'. Они также имели определенные места проведения. Так, семь деревень (Арибаш, Юда, Вязовка, Уразгильды, Майский, Новые Татышлы, Бальзюга) Татышлинского района проводят моления ''Мервӧсь'' в священном месте у д. Новые Татышлы. Существовали и более крупные жертвоприношения-моления - ''Эленвӧсь'' 'моление округой', на которые собирались жители десятков деревень»<ref name="r1"/>.
  
«Магические действия производились удмуртами так же в местах, называемых ''куяськон''. Это - одиноко стоящие или особо примечательные деревья, обладающие магической силой. Здесь совершались ''куяськон'' — небольшие индивидуальные жертвоприношения, подношения по какому-либо конкретному поводу: 1) в связи с болезнью члена семьи; 2) с возникшими семейными проблемами экономического или иного характера; 3) во время исполнения обряда ''йыр-пыд сётон/вupo карон/дуа карон'', связанного с культом умерших предков. В этих местах сакральны: а) дерево, на которое вешают лукошко с жертвенными дарами: ''куяськон кыз'' (куясъкон - 'бросание', кыз -'ель'), ''дуа кыз'' (дуа - бесермянское название обряда йыр-пыд сётон), ''йыр-пыд сётон беризъ'' (йыр-пыд — 'голова-ноги', сётон — 'отдавание', беризь - 'липа'), б) небольшой участок под деревом и вокруг дерева, под которым оставляют короб: ''лы куян'' (лы -'кость', куян - 'бросание'). Деревья, как правило, стоят на небольшом расстоянии от деревни, за чьим-нибудь огородом или на месте ''кур куян'' (кур - 'кора, лутошка', куян - 'бросание'), ''копар куянни'' (копар - 'ковш, банный ковш'), ''шелеп куянни'' (шелеп - 'щепки, стружка', куянни - 'место для бросания'). Последние объекты используются по прямому назначению — сюда выбрасывают вещи, соприкасавшиеся с покойником: одежду, в которой он умер; тряпки, ковши, использовавшиеся при обмывании, стружку и щепки, оставшиеся от изготовления гроба. Количество и направление (ориентировка в ландшафте деревни) таких объектов зависит от количества и расположения кладбища»<ref name="волкова"/>.  
+
Магические действия производились удмуртами так же в местах, называемых ''куяськон''. Это - одиноко стоящие или особо примечательные деревья, обладающие магической силой. Здесь совершались ''куяськон'' — небольшие индивидуальные жертвоприношения, подношения по какому-либо конкретному поводу: 1) в связи с болезнью члена семьи; 2) с возникшими семейными проблемами экономического или иного характера; 3) во время исполнения обряда ''йыр-пыд сётон/вupo карон/дуа карон'', связанного с культом умерших предков. В этих местах сакральны: а) дерево, на которое вешают лукошко с жертвенными дарами: ''куяськон кыз'' (куясъкон - 'бросание', кыз -'ель'), ''дуа кыз'' (дуа - бесермянское название обряда йыр-пыд сётон), ''йыр-пыд сётон беризъ'' (йыр-пыд — 'голова-ноги', сётон — 'отдавание', беризь - 'липа'), б) небольшой участок под деревом и вокруг дерева, под которым оставляют короб: ''лы куян'' (лы -'кость', куян - 'бросание'). Деревья, как правило, стоят на небольшом расстоянии от деревни, за чьим-нибудь огородом или на месте ''кур куян'' (кур - 'кора, лутошка', куян - 'бросание'), ''копар куянни'' (копар - 'ковш, банный ковш'), ''шелеп куянни'' (шелеп - 'щепки, стружка', куянни - 'место для бросания'). Последние объекты используются по прямому назначению — сюда выбрасывают вещи, соприкасавшиеся с покойником: одежду, в которой он умер; тряпки, ковши, использовавшиеся при обмывании, стружку и щепки, оставшиеся от изготовления гроба. Количество и направление (ориентировка в ландшафте деревни) таких объектов зависит от количества и расположения кладбища.  
  
 
«Множество неприятностей, которые могли случиться с человеком традиционного мифологизированного мышления, случались именно здесь: «видится», «слышится», «чудится», после которого, могут последовать: увечье, болезнь или даже смерть свидетеля или кого-либо из членов его семьи, домашних животных»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.
 
«Множество неприятностей, которые могли случиться с человеком традиционного мифологизированного мышления, случались именно здесь: «видится», «слышится», «чудится», после которого, могут последовать: увечье, болезнь или даже смерть свидетеля или кого-либо из членов его семьи, домашних животных»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.
  
«Кладбища (шай) также являются своеобразными культовыми местами, связанными с почитанием умерших. В их честь там совершали жертвоприношения ''куяськон/чӧлтӥськон''. Помимо обычных кладбищ, у закамских удмуртов существовали специальные места погребений для умерших неестественной смертью, а также выкидышей и детей, которые умерли, не получив имени»<ref name="Садиков"/>.  
+
«Кладбища (шай) также являются своеобразными культовыми местами, связанными с почитанием умерших. В их честь там совершали жертвоприношения ''куяськон/чӧлтӥськон''. Помимо обычных кладбищ, у закамских удмуртов существовали специальные места погребений для умерших неестественной смертью, а также выкидышей и детей, которые умерли, не получив имени»<ref name="Садиков" />.  
  
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблон, используемый на этой странице: