Редактирование: Святилища

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 90: Строка 90:
 
«По степени антропогенной трансформации природных комплексов, изученные священные рощи можно разделить на три группы. К первой относятся слабо трансформированные лесные участки, сохранившие свою естественную целостность и основные черты коренных сообществ. Некоторые из них до сих пор имеют культовое значение и находятся под "народной охраной" местного населения. Такова, например, родовая священная роща Луд в окрестностях д. Кузебаево Алнашского района»<ref name="Капитонов1"/>.
 
«По степени антропогенной трансформации природных комплексов, изученные священные рощи можно разделить на три группы. К первой относятся слабо трансформированные лесные участки, сохранившие свою естественную целостность и основные черты коренных сообществ. Некоторые из них до сих пор имеют культовое значение и находятся под "народной охраной" местного населения. Такова, например, родовая священная роща Луд в окрестностях д. Кузебаево Алнашского района»<ref name="Капитонов1"/>.
  
«В ландшафтном отношении она представляет собой участок редкоствольного хвойно-широколиственного леса, расположенного на живописном склоне коренного берега р. Варзи. Святилище расположено на территории археологического памятника эпохи раннего средневековья (Кузебаевское I городище IV—V, VII вв. н. э.)»<ref name="Капитонов"/>.
+
«В ландшафтном отношении она представляет собой участок редкоствольного хвойно-широколиственного леса, расположенного на живописном склоне коренного берега р. Варзи. Святилище расположено на территории археологического памятника эпохи раннего средневековья (Кузебаевское I городище IV—V, VII вв. н. э.)» .
  
«Бережное отношение местных жителей к своей святыне позволило сохранить этот небольшой кусочек дикой природы, расположенный посреди обширных сельскохозяйственных угодий. Хотя часть вековых дубов в Луде была вырублена еще в 1950-е гг., здесь до сих пор встречается целый комплекс старовозрастных деревьев. Так, огромный дуб, имеющий в обхвате 385 см, по нашим расчетам, имеет возраст не менее 250 лет. Столетний рубеж, по-видимому, "перешагнули" растущие здесь липа мелколистная, или сердцевидная (в обхвате 308 см), вяз гладкий (190 см) и клен платановидный (140 см). Кроме того, в роще "нашли приют" полтора десятка исчезающих в Удмуртии видов растений и животных. В частности, на вековом дубе найден редкий представитель насекомых — обыкновенный отшельник (Osmoderma eremita), включенный в национальную и региональную Красные книги»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Бережное отношение местных жителей к своей святыне позволило сохранить этот небольшой кусочек дикой природы, расположенный посреди обширных сельскохозяйственных угодий. Хотя часть вековых дубов в Луде была вырублена еще в 1950-е гг., здесь до сих пор встречается целый комплекс старовозрастных деревьев. Так, огромный дуб, имеющий в обхвате 385 см, по нашим расчетам, имеет возраст не менее 250 лет. Столетний рубеж, по-видимому, "перешагнули" растущие здесь липа мелколистная, или сердцевидная (в обхвате 308 см), вяз гладкий (190 см) и клен платановидный (140 см). Кроме того, в роще "нашли приют" полтора десятка исчезающих в Удмуртии видов растений и животных. В частности, на вековом дубе найден редкий представитель насекомых — обыкновенный отшельник (Osmoderma eremita), включенный в национальную и региональную Красные книги.  
  
«Часть рощ, отнесенных к первой группе, располагается в труднодоступных местах, что исключает их активное хозяйственное использование. Так, святилище ''Ӟазегсиённи'' в окрестностях с. Укан Ярского района занимает участок высокоствольного сосняка на крутом склоне юго-западной экспозиции правого коренного берега р. Лекма»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Часть рощ, отнесенных к первой группе, располагается в труднодоступных местах, что исключает их активное хозяйственное использование. Так, святилище ''Ӟазегсиённи'' в окрестностях с. Укан Ярского района занимает участок высокоствольного сосняка на крутом склоне юго-западной экспозиции правого коренного берега р. Лекма.  
  
«Священные рощи, оберегаемые местным населением, и поэтому практически не изменившиеся на протяжении последних десятков лет, выявлены также в окрестностях дд. Лековая (Ярский район), Удмурт Гондырево (Алнашский район), Заболотного (Глазовский район), Быргында (Каракулинский район), с. Короленко (Кизнерский район)»<ref name="Капитонов"/>.
+
Священные рощи, оберегаемые местным населением, и поэтому практически не изменившиеся на протяжении последних десятков лет, выявлены также в окрестностях дд. Лековая (Ярский район), Удмурт Гондырево (Алнашский район), Заболотного (Глазовский район), Быргында (Каракулинский район), с. Короленко (Кизнерский район).
  
«Рощи второй группы можно охарактеризовать как умеренно трансформированные. Наряду с видами естественных растительных группировок, в них присутствуют и синантропные виды, иногда в значительном количестве. В настоящее время многие из этих лесных участков большинством местных жителей уже не воспринимаются как сакральные места, а потому не охраняются. Весьма показательным в этом плане является святилище ''Лудвӧсь'', расположенное в окрестностях д. Новый Мултан Кизнерского района. Участок старовозрастного липняка занимает здесь ровную террасированную площадку на стыке двух глубоких оврагов, по которым бегут ручьи. По территории святилища проложена пешеходная тропа, интенсивно используемая местными жителями»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Рощи второй группы можно охарактеризовать как умеренно трансформированные. Наряду с видами естественных растительных группировок, в них присутствуют и синантропные виды, иногда в значительном количестве. В настоящее время многие из этих лесных участков большинством местных жителей уже не воспринимаются как сакральные места, а потому не охраняются. Весьма показательным в этом плане является святилище ''Лудвӧсь'', расположенное в окрестностях д. Новый Мултан Кизнерского района. Участок старовозрастного липняка занимает здесь ровную террасированную площадку на стыке двух глубоких оврагов, по которым бегут ручьи. По территории святилища проложена пешеходная тропа, интенсивно используемая местными жителями.  
  
«Ко второй группе можно отнести также священные рощи, расположенные в окрестностях д. Новый Унтем (Кезский район), д. Чепык (Дебесский район), дд. Новый Пашур и Мувыр (Шарканский район) и в ряде других населенных пунктов республики»<ref name="Капитонов"/>.
+
Ко второй группе можно отнести также священные рощи, расположенные в окрестностях д. Новый Унтем (Кезский район), д. Чепык (Дебесский район), дд. Новый Пашур и Мувыр (Шарканский район) и в ряде других населенных пунктов республики.
  
«В третью группу отнесены рощи, находящиеся под сильным антропогенным прессом. Они полностью утратили свое культовое назначение, их активно используют в хозяйственных целях. Как правило, старые деревья в таких рощах вырублены, травянистый покров вытоптан домашними животными, а безлесные участки эксплуатируются как сенокосные угодья. Довольно часто в рощах выбрасывают бытовой мусор. В сложении растительного покрова рощ этой группы большое участие принимают виды с широкой экологической пластичностью, а также синантропные виды, способные выдерживать антропогенный прессинг. Редкие виды растений и животных в таких местах чаще всего отсутствуют. В состав этой группы включены священные рощи окрестностей дд. Бадӟымшур (Глазовский район), Подборново, Большой и Малой Юнды (Балезинский район), Большого Олыпа (Кезский район), Малиновки (Вавожский район), Старой Моньи (Малопургинский район) и др.»<ref name="Капитонов"/>
+
В третью группу отнесены рощи, находящиеся под сильным антропогенным прессом. Они полностью утратили свое культовое назначение, их активно используют в хозяйственных целях. Как правило, старые деревья в таких рощах вырублены, травянистый покров вытоптан домашними животными, а безлесные участки эксплуатируются как сенокосные угодья. Довольно часто в рощах выбрасывают бытовой мусор. В сложении растительного покрова рощ этой группы большое участие принимают виды с широкой экологической пластичностью, а также синантропные виды, способные выдерживать антропогенный прессинг. Редкие виды растений и животных в таких местах чаще всего отсутствуют. В состав этой группы включены священные рощи окрестностей дд. Бадӟымшур (Глазовский район), Подборново, Большой и Малой Юнды (Балезинский район), Большого Олыпа (Кезский район), Малиновки (Вавожский район), Старой Моньи (Малопургинский район) и др.
  
«Таким образом, в результате антропогенной трансформации большинство священных рощ в Удмуртии утратили свою естественную целостность и первозданный вид. Некоторые рощи сохранились до наших дней в относительно хорошем состоянии благодаря режиму "народного заповедания". Подобные сохранившиеся природные святилища обладают значительной комплексной ценностью и, несомненно, заслуживают особой охраны. Располагаясь вблизи или в черте существующих населенных пунктов, они являются весьма уязвимым элементом местного ландшафта»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Таким образом, в результате антропогенной трансформации большинство священных рощ в Удмуртии утратили свою естественную целостность и первозданный вид. Некоторые рощи сохранились до наших дней в относительно хорошем состоянии благодаря режиму "народного заповедания". Подобные сохранившиеся природные святилища обладают значительной комплексной ценностью и, несомненно, заслуживают особой охраны.
  
«В более чем 80 % из них производится вырубка отдельных деревьев или целых участков леса. В результате подобных работ почти полностью исчезли священные рощи, располагавшиеся около населенных пунктов Малого Олыпа, Подборново, Усть-Лекмы. В окрестностях д. Аксакшур (Малопургинский район) после проведенной вырубки от священной рощи Керемет сохранилась единственная вековая сосна. На территории святилища ''Ошписиённи'' 'место поедания бычка', устроенного возле бывшей д. Исаково (Ярский район), старовозрастный ельник был изведен еще во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на этом месте подрастает молодой еловый лес с примесью мелколиственных пород деревьев. В конце прошлого столетия возле д. Старой Бодьи (Кизнерский район) по инициативе местного агронома была полностью уничтожена священная липовая роща, которая высоко ценилась жителями деревни. Сейчас на месте бывшей рощи располагается возделываемое поле»<ref name="Капитонов"/>..
+
Располагаясь вблизи или в черте существующих населенных пунктов, они являются весьма уязвимым элементом местного ландшафта.  
  
«Многие природно-культовые объекты республики страдают также от их использования в качестве пастбищ для выпаса домашнего скота. Данный вид хозяйственной деятельности приводит к уничтожению естественного подроста священных рощ, усыханию отдельных деревьев, разрушению почвенного покрова, снижению эстетической ценности объекта»<ref name="Капитонов"/>.  
+
В более чем 80 % из них производится вырубка отдельных деревьев или целых участков леса. В результате подобных работ почти полностью исчезли священные рощи, располагавшиеся около населенных пунктов Малого Олыпа, Подборново, Усть-Лекмы. В окрестностях д. Аксакшур (Малопургинский район) после проведенной вырубки от священной рощи Керемет сохранилась единственная вековая сосна. На территории святилища ''Ошписиённи'' 'место поедания бычка', устроенного возле бывшей д. Исаково (Ярский район), старовозрастный ельник был изведен еще во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на этом месте подрастает молодой еловый лес с примесью мелколиственных пород деревьев. В конце прошлого столетия возле д. Старой Бодьи (Кизнерский район) по инициативе местного агронома была полностью уничтожена священная липовая роща, которая высоко ценилась жителями деревни. Сейчас на месте бывшей рощи располагается возделываемое поле.
  
«В последние годы в регионе резко активизировали свою деятельность нефтяные компании. Обустройство нефтяных месторождений при этом сопровождается существенным преобразованием естественных природных комплексов, в том числе и местных священных объектов. Так, в 2001 г. около марийской д. Быргында (Каракулинский район), на сакральной территории Керемет была установлена буровая вышка. Большое количество нефтяных качалок размещено неподалеку от удмуртского святилища ''Кечолвӧсь'' (Малопургинский район)»<ref name="Капитонов"/>.
+
Многие природно-культовые объекты республики страдают также от их использования в качестве пастбищ для выпаса домашнего скота. Данный вид хозяйственной деятельности приводит к уничтожению естественного подроста священных рощ, усыханию отдельных деревьев, разрушению почвенного покрова, снижению эстетической ценности объекта.  
  
«Реальную угрозу местным священным рощам представляют и другие формы хозяйственной деятельности человека: строительство дорог и линий коммуникаций, создание искусственных прудов и водохранилищ, неорганизованный туризм и отдых»<ref name="Капитонов"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Капитонов В. И. Экологическое состояние и перспективы сохранения священных рощ в Удмуртии / И. В. Капитонов // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 205–211]</ref>.
+
В последние годы в регионе резко активизировали свою деятельность нефтяные компании. Обустройство нефтяных месторождений при этом сопровождается существенным преобразованием естественных природных комплексов, в том числе и местных священных объектов. Так, в 2001 г. около марийской д. Быргында (Каракулинский район), на сакральной территории Керемет была установлена буровая вышка. Большое количество нефтяных качалок размещено неподалеку от удмуртского святилища ''Кечолвӧсь'' (Малопургинский район).
 +
 
 +
Реальную угрозу местным священным рощам представляют и другие формы хозяйственной деятельности человека: строительство дорог и линий коммуникаций, создание искусственных прудов и водохранилищ, неорганизованный туризм и отдых»<ref name="Капитонов"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Капитонов В. И. Экологическое состояние и перспективы сохранения священных рощ в Удмуртии / И. В. Капитонов // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 205–211]</ref>.
  
 
=Литература=
 
=Литература=

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблон, используемый на этой странице: